Топ-10 ошибок при подаче заявок на грант

Социальное проектирование  — довольно молодая сфера деятельности в нашей стране. НКО-шники и активисты часто идут по пути проб и ошибок. 

Часто у проектировщиков в воздухе витает вопрос: «Кого попросить написать хорошую заявку, которая точно выиграет?» ответ очевидный: только вы сами можете написать проект, который будете реализовать. Давайте рассмотрим наиболее типичные и частые ошибки.

1. Подача заявки в последний день

Бывает, что заявку подают в самый последний день приема. И это лишает заявителя возможности не вылететь из гонки, если заявка будет заполнена неправильно. В то время как заблаговременная подача дала бы шанс исправить недоработки до дедлайна. 

2. Нет логики изложения 

Бывает, что заявители путают в проекте понятия, упускают важное или пишут слишком обобщенно, когда нужна конкретика. Например, в пункте география указывают «вся Россия». Экспертам, проверяющим заявку,  непонятно, где именно будет работать команда. В каких регионах, населенных пунктах? Или цели проекта не совпадают с результатами и мероприятиями. В логичной заявке все смысловые части проекта (от проблемы до бюджета) будут связаны между собой, а данные конкретны и измеримы. 

3. Слишком общая проблема 

«Спасти мир за 150 000 рублей и 7 месяцев работы» — не покажет экспертам, чем именно планирует заняться команда проектировщиков. Напротив, трезво оцененные ресурсы и поставленные реалистичные и измеримые цели, позволят экспертам добавить несколько баллов проекту.

4. Расплывчатый план мероприятий 

Бывает, что из плана мероприятий невозможно понять, о чем собственно, проект. В нем слишком много разноплановых мероприятий или наоборот, только общие фразы: «обучение», «тренинг», «концерт».  

В заявке необходимо указывать конкретику: количество мероприятий, их название, дату и место проведения, количество ожидаемых участников и суть мероприятий и результаты, которые получат благополучатели.  

5. Текущая деятельность организации 

Проектирование априори подразумевает новую деятельность, новые цели и новые результаты. Эксперты не оценят проект, в котором описана лишь текущая деятельность.

Наоборот, если в проекте четко сформулирована цель, создан образ результата, а вся работа разбита на отдельные этапы и шаги, понятно, что деятельность заявителей спланирована по времени, трудозатратам и материальным ресурсам и прописана новизна, проект получит высокие баллы. 

6. Результат – количество участников 

Когда в качестве предполагаемых результатов проекта указаны количество изданных книг или участников своих мероприятий, эксперты, рассматривающие заявку, опять же, не видят конкретики.

 Качественные результаты необходимо описывать подробно в отношении каждой целевой группы. В проекте нужно показать, что люди получат в результате его реализации, как достижение результатов можно доказать и чем измерить. Здесь нужны подтверждения: цифры, факты, отзывы.

7. «Схематичные»  результаты 

Например, если 20% от суммы гранта запрашивается проектантом на обустройство территорий, нужно продумать, как эта территория будет использоваться в рамках проекта. Для грантодателей важно, чтобы целью проекта была работа с людьми. Поэтому в календарном плане нужно показать, какие мероприятия на регулярной основе будут организованы и какие результаты в отношении участников проекта будут достигнуты помимо красивой плитки, освещения, лавочек или тренажеров.

8. Несбалансированный бюджет 

Очень часто авторы разрабатывают проект исходя не цели, а из того, сколько денег они хотят получить. Это неверное решение, которое ломает логику проекта. Сначала нужно определить направление работы, решаемые вопросы, схему действий, команду, а лишь затем верстать бюджет. Распространенная ошибка даже у опытных заявителей – составление бюджета широкими мазками: миллион сюда, пять – туда, десять – еще куда-нибудь. И это без особых объяснений, детализации, расчетов, обоснования сумм. Справедливо предполагать, что экспертам такой подход не понравится. Все статьи расходов должны иметь развернутые комментарии, детализацию и расчеты. Приветствуются ссылки на стоимость товаров и услуг, коммерческие предложения и т.п.

9. Не описана устойчивость проекта 

Когда в проекте нет партнеров, софинансирования и собственного вклада, возникает вопрос: разве после завершения финансирования проект перестанет существовать?

Чтобы избежать подобного сомнения, нужно представить экспертам перспективы развития проекта после окончания грантовых средств. Необходимо указать партнеров, которые окажут информационную, финансовую и организационную поддержку. Например,  показать СМИ, которые будут выпускать статьи о проекте, или  приложить договор аренды с администрацией города, которая предоставит помещение на льготных условиях, или предъявить письма о поддержки от местного вуза, дающего волонтеров. 

Обязательно нужно рассказывать о том, что планируется после завершения проекта. Должно быть понятно, как будут использованы приобретенные материально-технические ценности, чем команда планирует заниматься дальше и где будет искать на это деньги. 

10. Смешение понятия цель  и мероприятие 

Иногда вместо ответа на вопрос «зачем это делать?» податели заявки увлекаются описанием того, как сделать. А ведь прежде всего  проект должен показывать цель — то, как изменится жизнь благополучателей, что они приобретут, если проект будет реализован. И только исходя из цели нужно описывать мероприятия, которые к ней приведут. Важно отразить качественные изменения, которые ожидаются как у представителей целевых групп, так и в обществе в целом.

Мы, эксперты, мечтаем, чтобы на конкурсы приходили хорошие заявки. Чтобы люди думали не только о получении грантовых средств, но и о том, как внести вклад в развитие культуры, науки, образования, территорий, как помочь нуждающимся, сделать жизнь в своем регионе лучше. Надеемся на то, что наша «работа над ошибками» поможет кому-то стать победителем конкурсов президентских или региональных грантов.

Section Title Image

Рейтинг самых активных